Искусство публичных выступлений

Искусство публичных выступлений

Умение публичных выступлений было и остаётся обязательным услови­ем успешности любого руководителя и специалиста. В своём трактате «Ри­торика» ученик Платона и учитель Александра Македонского Аристотель научно обосновал и доказал, что публичная речь состоит из трёх элементов: личности оратора, предмета разговора и личности слушателя. Для успеха выступления надо внимательно отнестись ко всем трём элементам. Выдаю­щийся государственный и общественный деятель Республиканского Рима Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) по праву занимает первое место в истории ораторского искусства. Его имя стало нарицательным. И до сих пор «цицероном» называют того человека, который умеет говорить красиво и убедительно. Цицерону принадлежит крылатое выражение: «Поэтами рож­даются, ораторами становятся». Ораторы должны усвоить правило: «Чтобы сказать мало, надо знать много». Устная речь состоит, как правило, из ко­ротких простых предложений, поэтому пауз в ней гораздо больше, чем точек в письменной речи. Доклад читают, но пишут его по законам устной речи.

Публичная деловая речь складывается из вступления, основной части и заключения. Задачи вступления: овладеть вниманием аудитории и ввести слушателей в тему выступления путём её краткого разъяснения. В основной части речи выделяются главные аспекты проблемы, излагаются её суть и со­стояние, имеющиеся «плюсы» и «минусы». Не следует «мельчить» и говорить о многом понемножку. Далее излагаются способы решения проблемы путём анализа нескольких вариантов, показывающие сильные и слабые стороны каждого из них. В заключении оратор подводит итог, делает выводы, вносит конкретные предложения. Переходя к заключению, целесообразно преду­предить об этом слушателей. Это позволит привлечь их внимание, добить­ся того, чтобы они услышали предложения оратора. Перед специалистами уместно в выступлении использовать специальную терминологию. В высту­плении перед общей аудиторией следует пользоваться общеупотребительной лексикой, профессиональные термины сразу требуется пояснять.

Современная практика делового общения активно осваивает виртуаль­ные формы совещаний. Широкое внедрение информационных технологий в сферу производства позволило проводить совещания, используя видео­конференцсвязь. Это особенно целесообразно, если участники совещания территориально удалены друг от друга. Выигрыш времени и экономия ре­сурсов при этом очевидны.

Категории: Другие статьи
  1. Комментариев пока нет.
  1. Трэкбеков пока нет.